Стать нашим партнёром
Филателистический интернет-портал для детей и подростков
Забыли пароль? Регистрация

Новости

Все новости

16 мая. Филателика награждена золотой медалью

на VIII Национальной филателистической выставке "Белфiла-2015", г.Минск, Республика Беларусь

24 апреля. "Филателика" награждена посеребрённой медалью

на Всероссийской филателистической выставке, посвященной 175-летию со дня рождения П.И.Чайковского. г.Ижевск, Удмуртская Республика

Наш проект получил золотую медаль на Международной филателистической выставке "Россика-2014"

На завершившейся в Москве Международной филателистической выставке "Россика-2014" проект "Филателика" был удостоен золотой медали в литературном классе.

Союз филателистов России Интернет-каталог почтовых марок России и СССР
 

Великая Отечественная война в произведениях живописи на марках

Невакшонов Михаил , 20 лет
Димитровград, Россия

1968 год, декабрь Серия Государственный Русский музей в Ленинграде В серии 10 марок ОДна из марок серии посвящена событию Великой Отечественной войны: А.Дейнека. "Оборона Севастополя" «Оборона Севастополя» (1942 год) — одна из наиболее знаменитых картин Александра Александровича Дейнеки. На картине изображён непревзойдённый подвиг советских солдат, отдавших свою жизнь при обороне Севастополя в 1942 году. Картина Дейнеки представляет собой не документальное воспроизведение боевого эпизода, а символическое изображение столкновения двух непримиримых сил на руинах горящего города: богатырские фигуры советских моряков в белоснежных робах против надвигающейся темно-серой, почти безликой массы захватчиков. Центральной фигурой на картине является матрос, бросившийся на фашистских захватчиков. Вокруг пылает зарево войны. Но несмотря на то, что советские солдаты гибнут, фашистские войска занимают на картине меньшую часть, что говорит о будущей победе Советского народа над захватчиками.
1973, август. Серия «Советская живопись» В серии 6 марок. А.Лактионов. Письмо с фронта «Письмо с фронта» — жанровая картина советского живописца А. И. Лактионова, законченная художником в 1947 году и изображающая близких и соседей солдата-фронтовика за чтением его долгожданного письма с фронта. По всей видимости, письмо принёс раненый солдат. На картине изображена семья солдата, сын читает письмо, дочка и мать внимательно слушают. В фигурах людей на картине читается радость от того, что солдат жив и помнит о них. Радость проявляется также и в солнечном дне, запетлённом на полотне. В 1948 году картина была показана на Всесоюзной художественной выставке в Государственной Третьяковской галерее, где имела необычайный успех у зрителей. После выставки полотно было приобретено Третьяковской галереей. В 1948 году за картину «Письмо с фронта» А. И. Лактионов был удостоен Сталинской премии первой степени.
1975, июль. Серия "Советская живопись" В серии 6 марок, 2 из которых посвящены Великой Отечественной войне НА этой марке представлена картина Е.Лансере. "Бойцы у трофейных орудий" Авторе этой картины - Лансере Евгений Евгеньевич (1875 - 1946), создал её в 1942 году, в самый разгар Великой Отечественной войны. Эта картина – одна из серии картин художника, озаглавленной «Трофеи русского оружия». На картине герои предстают перед нами не в момент торжественного чествования победителей, но на поле брани, в минуту отдыха после ратного труда, когда счастливое сознание победы, исполненного долга охватывает каждого из них.
Вторая марка из серии 1975 года представляет картину К.Юона "Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года" Парад 7 ноября 1941 года по силе воздействия на ход событий приравнивается к важнейшей военной операции. Именно на этот день по случаю запланированного захвата Москвы гитлеровской Германией было назначено торжественное прохождение по Красной площади немецких войск. Военный парад советских войск на Красной площади 7 ноября 1941 года было решено провести для укрепления морального духа. Это была убедительная возможность заявить на весь мир о том, что Москва стоит и будет твердо стоять. Прямо с парада на главной площади страны бойцы Красной Армии отправлялись на фронт, до которого от центра Москвы было всего несколько километров. На следующий день, сразу после парада, советский художник К.Юон взялся за кисть. В 1942 году была закончена картина Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года. Художник создает торжественно приподнятое настроение картины, которое усиливается величием стоящих на Красной площади памятников архитектуры. Храм Василия Блаженного, Спасская башня Кремля - немые свидетели побед русского оружия прошлого - словно напутствуют и благословляют на борьбу защитников родной земли.
1979, ноябрь. Серия "Изобразительное искусство Украины" В серии 5 марок Одна из них - репродукция картины В.Костецкиого "Возвращение" Автор этой картины - Владимир Костецкий (18.11.1905— 26.05. 1968, Киев)— советский живописец, народный художник УССР (1960), член-корреспондент Академии художеств СССР (1967) На картине изображён долгожданный момент встречи солдата с его семьёй. Художник не показал лиц солдата и его жены, но по силе их объятий можно судить о глубине переживаемых чувств. Сын чуть не плачет и обнимает отца и мать, он счстлив видеть отца живым. Эта картина отражает чувства миллионов людей, счастливо встретившихся после долгой и страшной войны..
1983, сентябрь. Серия «Живопись Белоруссии» В серии 5 марок, из которых 2 посвящены Великой Отечественной войне. НА этой марке - репродукция картины М.Савицкого "Партизанская мадонна" Михаил Андреевич Савицкий (1922–2010) – значительная и легендарная фигура в белорусском искусстве. . Сам участник Великой Отечественной войны, после тяжелых испытаний (оборона Севастополя и плен в концлагерях) Савицкий выбирает профессию художника, учится в Минском художественном училище и Московском институте имени Сурикова. Тема войны в его творчестве становиться центральной. В картине «Партизанская Мадонна Минская» (1978) художник обращается к вечному символу жизни – материнству. В основе композиции лежит известная картина эпохи Возрождения Рафаэля «Сикстинская мадонна», только вместо библейских персонажей художник изображает простых людей, свидетелей чумы ХХ века – фашизма. Изображённая на картине старая женщина горестно закрыла лицо рукой - она, прожившая долгую и трудную жизнь, знаент, что предстоит пережить и перенести во время войны. Солдат-всадник бросает последний взгляд на тех, кого ему предстоит защищать. Центральная фигура на кртине - мать, кормящая грудью дитя. Эта женщина, незащищённая в своём материнстве, является символом вечности жизни и надежды на будущее.
Вторая марка - с изображением картины Е.Зайцева "Юный партизан". Евгений Зайцев (1908-1992) - белорусский живописец. Участник Великой Отечественной войны. В художественных выставках участвовал с 1935 г. Писал портреты, пейзажи. Воины – защитники, их высокий патриотизм, всенародный подвиг - лейтмотив творчества Зайцева в военные годы. На картине, представленной на марке - юный партизан, рано повзрослевший мальчик-боец, дитя войны – это образ, многократно повторяющийся в советском искусстве. В глазах мальчика можно прочитать ненависть к врагу и решимость защищать свою Родину. В Беларуси этот образ имел особенно много реальных прототипов. Художник Евгений Зайцев писал с натуры солдат и партизан, когда в 1943-1944 годах работал в штабе партизанского движения в Москве, совмещая работу портретиста и мастера сюжетно-тематической картины с оформлением издания «Партизанская дубинка» и сатирической газеты-плаката «Раздавим фашистскую гадину».
1987, октябрь. Серия «Советская живопись» - 6 марок. На марках картины, экспонировавшиеся на VII Республиканской художественной выставке "Советская Россия" в Москве (сентябрь 1986 г.). На данной марке - картина В. И. Ерофеева "Возвращение Ивана" Ерофеев Василий Иванович 01.05.1937 - народный художник России, действительный член Академии гуманитарных наук (с 1994). С каждой картиной связана определенная история, судьба персонажей. И прежде всего – самого художника. Вот как рассказывает художник про картину «Возвращение Ивана». – Село Покровское находится в 17 километрах от железной дороги. Наши отцы по дороге с фронта домой обязательно проходили через поле. Завидев путника, работающие женщины выпрямляли спины, вглядывались в приближающуюся фигуру: не в их ли дом пожаловало счастье? На этот раз повезло Марье. Умиротворенная, она прижалась к своему Ивану, у которого и руки, и ноги целы. Стоящие рядом солдатки смотрят на них. Одна с радостью, другая с надеждой, что вот-вот и она обнимет мужа. Третья прикрыла рот рукой, чтобы сдержать рыдания: видимо, давно получила похоронку. Перед ними мальчуган, готовый в любом солдате признать своего отца, которого не видел четыре года. Он даже сделал шаг вперед, приподнял руки, чтобы обвить шею фронтовика…
1988, апрель. С Праздником Победы! На марке, посвящённой празднику Победы -картина П.Кривоногова "Победа!" Художник - Кривоногов Петр Александрович (1911-1967) Во время Великой Отечественной войны появляются многочисленные рисунки и графические работы П. Кривоногова, выполненные в боевых частях Красной Армии. Среди них много портретов, в том числе и простых солдат, "пропахавших по-пластунски пол-Европы". Свою наиболее известную картину "Победа" П. А. Кривоногов написал в 1948 году. Побывавший свидетелем многих сражений, награжденный орденом Красной Звезды и боевыми медалями художник в мае 1945-го присутствовал в Берлине на апофеозе великой стойкости советского солдата. Там он и задумал картину, в которой, по словам художника, «должен звучать гимн победе над фашистской Германией». ..Горит рейхстаг. Над площадью висят клубы дыма. Всюду видны следы только что закончившегося боя. Осколками, пулями выщерблены колонны. И всюду наши бойцы, закопченные пороховым дымом, утомленные боями, радостные и взволнованные. Над куполом рейхстага реет красное Знамя Победы, и в воздух летят пилотки, взметнулись руки с винтовками, автоматами - звучит могучее русское "Ура!". За данную картину П. А. Кривоногову присудили Государственную премию СССР.
1989, апрель. С Праздником Победы! На марке - репродукция картины П.Логинова, В.Памфилова "Знамя Победы" Эта марка продолжает тему водружения Знамени Победы над рейхстагом. История создания картины очень интересная. Написал её Памфилов Владимир Евгеньевич (1904 - 1970) - советский художник- баталист, член Союза художников, заслуженный художник России. В победные дни на крыше рейхстага побывал заместитель начальника музея Вооруженных Сил подполковник Петр Николаевич Логинов, сделал зарисовки Знамени Победы, развевающегося над куполом. Он не был профессиональным художником. В дальнейшем по этим рисункам художник Памфилов В.Е. создал картину, которая стала одной из самых популярных картин, посвящённых знамени Победы над рейхстагом.
1990, март. С Праздником Победы! На марке - картина А.Лысенко "Победа. 1945-й год" Лысенко Андрей Гаврилович (1916 — 2000) — заслуженный художник России, мастер исторической картины, пейзажной и портретной живописи. Картина представляет собой многофигурную композицию. На ступенях поверженного Рейхстага торжественно застыли советские воины. Они разных возрастов, всех родов войск, у многих на груди ордена и медали. Израненные, уставшие, но не утратившие силу духа и готовые вновь встать на защиту Родины. Солдаты изображены на фоне колонн здания Рейхстага, исписанных фамилиями советских воинов.
1991, апрель. С Праздником Победы! На марке - картина А. и С. Ткачевых "Май сорок пятого" Художники братья Ткачёвы, Сергей Петрович (1922) и Алексей Петрович (1925) — народные художники РСФСР, действительные члены Академии художеств СССР, лауреаты Государственной премии СССР и Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина Военная тема занимает значительное место в творчество художников, и это неслучайно: старший из них, Сергей Петрович, рядовым прошёл всю Великую Отечественную. На картине «Май 1945» художники изобразили событие, в общем-то обыденное для того времени, но радостное для каждой семьи, которой посчастливилось этого дождаться — возвращение мужа и отца с войны домой. Вернувшегося солдата встречают жена и двое детей-подростков — сын и дочь. Встреча происходит под цветущими яблонями, на лугу. Лицо солдата, фигура которого помещена почти в центре картины, изображено в профиль. Это суровое, худое, обветренное лицо человека, повидавшего много страшного. Девочка прижалась к отцу, обняла его за шею. В левой части картины изображена мать-жена. Лица женщины почти не видно, она стоит боком к зрителю. Она прижимает руки к груди, может быть плачет от радости. Яблоневые ветви в цвету над зелёной луговиной создают атмосферу красоты и покоя. Очевидно, что для людей, изображённых на картине, момент, запечатлённый художниками — истинный праздник, который не сравнится ни с каким другим.
1992, 5 марта. С праздником Победы! Н.Баскаков, «Победа» Николай Николаевич Баскаков ( 1918 -1993г) - русский советский художник, живописец, член Ленинградской организации Союза художников РСФСР. На картине изображена безмерная радость солдат, завоевавших Великую победу своей кровью. Некоторые из них делают последние залпы из оружия. На переднем плане - солдат, как будто плачущий от счастья, и в то же время готовый обнять весь мир. Картина провозглашает мир и торжество красного знамени как символа Советских воинов-освободителей.
1996, 19 апреля. С праздником Победы! На марке - картина А.С. Михайлова "Поверженные знамена" Алексей Сергеевич Михайлов (1926—1993) — российский и советский художник-баталист, пейзажист, член Союза художников СССР (1956), заслуженный художник РСФСР. Участник Великой Отечественной войны. С 1965 года работал в Студии военных художников имени М. Б. Грекова. НА картине изображены советские солдаты, идущие ровным строем. Но несут они на этот раз не ороужие, а вражеские знамёна.И на их лицах читается торжество и ненависть к этим атрибутам боли и ужаса, которые пришлось перенести советсткому народу во время войны. Ещё одним символом победы русского народа является изображение возвышающегося слева Собора Василия Блаженного.
2000г, 10 апреля. Серия 55-летие «Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» В серии 5 марок. На марках воспроизведены советские плакаты, выпущенные в 1944-1946 годах издательством "Искусство". Плакаты, созданные в СССР в период с 1941 по 1945 год, — одно из самых ярких художественных явлений культуры XX века. Их убедительность и высокий патриотический пафос основывались на профессионализме советских художников-плакатистов, большом жизненном опыте и умении ясно говорить средствами графики. На данной марке представлен плакат В. Сурьянинова «С Великим Праздником, товарищи!», посвященный встрече 27-ой годовщины Октября. И несмотря на то. что плакат был создан в 1944 году, он вселяет непоколебимую надежду в скорое и победное окончание войны.
На этой марке- плакат Н.Н ВАтолиной "ждём с ПОбедой!". Приближался Великий день, день нашей Победы. Весь мир ждал, когда взовьется Знамя Мира над поверженным врагом, ненавистным фашизмом. Плакатисты, вдохновленные событиями весны 1945-го, поддерживали своим искусством нашу армию, наш многонациональный героический народ. Тема возвращения солдат с войны весной 1945 года нашла отражение в плакатах Н.Н. Ватолиной «Ждем с победой!». На плакате - те, кого солдаты защищали всю страшную войну - женщины и дети. И они ждут уставших воинов-победителей дома.
На той марке- плакат В. Ладягина «Я ждал тебя, воин-освободитель!». Плакат создан художником в 1945 году. Плакат посвящен освобождению людей из фашистского рабства. На плакате изображен воин Красной Армии, освободивший мальчика из немецкого рабства. Плакат обнадеживает и утверждает, что все советские люди, попавшие в немецкое рабство будут, освобождены и отправлены домой, на Родину. Надпись под плакатом тому подтверждение: "Освободим всех советских людей из фашистской неволи".
На марке - плакат художника Л Голованова "Красной Армии - слава!", созданный в 1945 году. Художник рисовал снайпера Голосова, который стал героем плаката "Дойдём до Берлина". И вот на плакате "Красной Армии - слава!" на переднем плане опять появился советский солдат-победитель Голосов с боевыми наградами, который стоит на фоне стены рейхстага, где нацарапано - "Дошли!!", "Берлин 2.5. 4" и далее "Слава Русскому народу", а сзади на стене плакат "Дойдём до Берлина". Очень праздничный и светлый плакат, выражающий в себе всю радость Победы в этой страшной и кровопролитной войне с немецким фашизмом. А трагизм здесь заключается в том, что сам герой плаката снайпер Голосов погиб в 1944 году.
На полях блока - праздничный салют Победы 9 мая 1945 года в Москве на Красной площади, цифры "55" и надпись: "С днем Победы!" в ознаменование того, что серия марок выпущена к 55-летию празднования великой Победы. На марке - плакат "Слава воину-победителю!", созданный в 1945 году. Автор плаката художник В. Климашин. На плакате изображен молодой воин Красной Армии, над которым сияет орден "Отечественная война" и цифры "1941, 1945". Плакат показывает торжество Победы советского воина в Великой Отечественной войне. Плакаты Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов стали вкладом нашей страны в сокровищницу мирового художественного наследия XX века. Уже в годы войны советский плакат был признан во всем мире вершиной агитационно-пропагандистского искусства.
2004г, 8 июня. Серия "Патриотическая тема в современной живописи С.Присекина - "Славим Отечество!" В серии 4 марки, на одной из которых изображён маршал Жуков - легендарная личность Великой Отечественной войны. С.Н.Присекин (12 декабря 1958, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, художник студии военных художников имени М. Б. Грекова. Академик РАХ (2008; член-корреспондент 2001). Народный художник РФ (1994).Полковник ВС РФ. В творчестве Сергея Присекина приоритетной является не только тема национальной истории, очень большое внимание художник уделяет портретам, в которых старается запечатлеть образ эпохи. На данной марке - фрагмент картины С.Н.Присекина «Маршалы советского союза г.К.Жуков и к.К.Рокоссовский на красной площади 24 июня 1945 года» Этот день, принадлежащий уже истории, незабываем для каждого советского человека. Г. К. Жуков, классический «конный» портрет которого пишет Присекин, принимал парад, которым командовал Маршал Советского Союза К. К. Рокоссовский. Во время торжественного марша впереди на специально оборудованном автомобиле везли Знамя Победы. За ним шли сводные полки фронтов, за которыми на Красную площадь вступила сводная колонна советских воинов: они несли опущенные до земли 200 знамен разгромленных немецко-фашистских войск. Под дробь барабанов поверженные знамена были брошены к подножию Мавзолея В. И. Ленина. Этот торжественный момент и положен в основу картины. Художник как бы по-новому переосмысливает библейский сюжет «Чудо Георгия о змие». Маршал — тоже Георгий изображён на вздыбленном белом коне, попирающем змия — вражеские штандарты. ПОзади маршала просматривается скульптурный памятник народным героям Минину и Пожарскому. Не посрамив чести предков, приумножив ее в боях Великой Отечественной войны, пришли на Красную площадь воины. В парадном, расшитом золотом мундире, украшенном тремя звездами Героя Советского Союза, маршальской звездой и другими высшими орденами и медалями, маршал Жуков принимает парад. Сумрачно-тревожные облака над стенами Кремля — дань горькой памяти о тех, кто остался на полях войны, не дожив до светлого Дня Победы.
Вот и вся моя работа. Напоследок хочу сказать, что мне было очень интересно работать над этой темой, хотя и нелегко. Эта работа позволила мне по-новому взглянуть на великий подвиг наших дедов. У меня самого оба прадедушки были на фронте, а прабабушки несли нелёгкую ежедневную службу в тылу. Благодаря им мы сейчас живём в свободной и независимой стране, и наш долг - защищать свою Родину, как делали это наши предки.